Вернуться
1 из 11
Просмотрено 1 из 11
"Андрей Соколов. Фантазер, романтик, реалист"
"Андрей Соколов. Фантазер, романтик, реалист"
Заголовок
"Андрей Соколов. Фантазер, романтик, реалист"
Аннотация
Вступление В основу альбома вошли произведения живописи А.К. Соколова, написанные им в 1970-1980 годах. Многие картины художника репродуцировались в печатной продукции, они представлены в музейной коллекции "Филателия и филокартия". В работах, из собрания Мемориального музея космонавтики, можно встретить сюжеты о первых знаменательных событиях в области освоения космоса: о запуске первого искусственного спутника Земли, о первом в мире полете человека в космическое пространство на космическом корабле "Восток-1", об этапах освоения Луны с помощью автоматических космических аппаратов, о стыковке космических кораблей "Союз-4" и "Союз-5". В том числе, в коллекции музея собраны картины А.К. Соколова на тему космического будущего, времени, когда станет возможным не только изучение планет Солнечной системы, но и их освоение. Часть работ из музейного собрания были написаны в сотворчестве с лётчиком-космонавтом А.А. Леоновым. Опережая время Человека всегда влекло неизведанное, стремление постичь иные миры, при-открыть завесу тайны вселенной. Дух исследователя, путешественника и творца все время толкает нас на поиск ответов на вопросы: кто мы, для чего живем, есть ли кто-то еще во Вселенной? И мы, как часть мироздания, стремимся приблизиться к его тайнам и смыслам, узнать о возникновении планет, звезд, галактик. Задолго до начала космической эры люди искусства обращались к фантастическим сюжетам о времени, когда путешествие на Луну станет таким же обычным делом, как поездка в другую страну, будут изучены не только планеты Солнечной системы, но и иные галактики. Темой их творчества были фантастические сюжеты о будущем, в котором много из задуманного непременно воплотится в жизнь. Переломным периодом для всего человечества стало начало "космической эры" – запуск первого искусственного спутника Земли на околоземную орбиту в 1957 году. Это событие стало источником вдохновения для многих творцов. Создавалось множество художественных произведений о полете к далеким мирам, поднимался вопрос о жизни на Марсе и Венере. Но несмотря на всеобщий интерес, долгое время, все, что касалось исследования космоса, находилось под пеленой секретности. Любые разработки были строго засекречены, а доступ к документам был у немногих. Выручали газетные статьи, сообщавшие об очередном этапе покорения космического пространства. И было воображение, которого, безусловно, не всегда было достаточно для создания достоверного произведения. Необходимо было вооружиться конструкторскими, инженерными, геологическими знаниями, изучить научную литературу. Не случайно, что ряд художников (живописцев, иллюстраторов) изначально имели техническое образование. И не смотря на существующую засекреченность в области космических разработок, техническое образование помогало им создавать произведения с максимально возможной достоверностью отображения космических кораблей и пейзажей планет Солнечной системы. Одним из художников, творивших в нашей стране на космическую тематику, был Андрей Константинович Соколов (1931-2007) – ведущий советский художник-живописец второй половины ХХ века. Родился он в городе Ленинграде. Отец художника был одним из руководителей многих спецстроек, среди них телебашня в Останкино, космодром Байконур. Во время Великой Отечественной войны, семья Соколовых была эвакуирована в Москву. В этом городе Андрей Соколов оканчивает среднюю школу и затем, в 1955 году, поступает в Московский архитектурный институт. После окончания института Андрей Соколов работал в составе архитектурных групп по проектированию закрытых спецгородков, делал декорации на "Мосфильме", был участником художественных выставок. С юных лет Андрей Соколов увлекался фантастикой. Его любимыми писателями были Жюль Верн, А.Р. Беляев. Одними из первых работ в жанре научной фантастики были несколько картин, написанных им после прочтения романа Р. Брэдбери "451 градус по Фаренгейту". Со временем, детская любовь к фантастике в его творчестве преобразовалась в большой интерес к космосу. Запуск первого искусственного спутника Земли оказал на молодого художника огромное влияние. На вопрос журналиста, что подтолкнуло архитектора-строителя заняться космической живописью, А.К. Соколов ответил: "…я испытал потрясение от этого известия. Свершилось то, о чем мечтали сотни поколений людей. Правда, для подавляющего большинства моих сверстников осознание уникальности происходящего штурма Вселенной пришло лишь после по-лета Юрия Гагарина. Меня же звездное небо «пленило» в октябре 1957 года. Именно к концу пятидесятых относятся первые мои серьезные художественные работы и выставки картин на космическую тематику" . Для молодого специалиста Андрея Соколова это стало поворотным событием. Отныне всё его творчество было посвящено теме мирного освоения космоса. Архитектурное образование способствовало пониманию того, как можно изобразить конструкции космических кораблей, как построить пространство ком-позиции. Безусловно, свои работы художник писал без "натуры". На вопрос кор-респондента, как же ему удавалось создавать картины с изображением того, что он никогда не видел, Андрей Константинович Соколов отвечал так: "Возникали проблемы. Ведь в те годы все, что касалось исследования космоса, находилось под жуткой пеленой секретности. Это уже позже появились кино – и фотоматериалы по этой тематике, а тогда... Никто не знал ни Сергея Павловича Королева, ни его заместителей. На Байконур я впервые попал только в начале семидесятых годов. А до этого приходилось напрягать свою фантазию и домысливать, что из себя представляет космодром, ракета, орбитальная станция. Иногда доходило до курьезов: я нарисовал ракету в полете. И вдруг эту картину запрещают к публикации. Никто не объясняет причин запрета: нельзя и все! И только через несколько лет мне стало известно, в чем дело: оказывается, я угадал очертания ракеты, в частности, стартовые двигатели – "боковушки". А они были засекречены". В 1965 году А.К. Соколов на съемках телепередачи "Звёздная эстафета" по-знакомился с летчиком-космонавтом СССР А.А. Леоновым. С этого времени начинается их творческое содружество. Взгляд специалиста и поэтический язык художника – составляли удачный творческий тандем, способный воплотить в кар-тинах наиболее полный и точный образ космоса. Андрей Константинович Соколов так рассказывал о том, как складывалось его сотворчество с космонавтом: "О том, что в отряде космонавтов есть талантливый художник, рисующий на космическую тему, я знал и раньше, но кто это – понятия не имел. Алексея Леонова рассекретили лишь в 1965 году, после его полета в космос. Мы встретились с ним на популярной тогда телевизионной передаче "Звездная эстафета" – я организовал там свою выставку, – познакомились. "Я хочу сделать картину в подарок Королеву и мне надо с тобой посоветоваться, как с художником", – сказал Алексей в ответ на мое предложение о творческом сотрудничестве" . Алексей Архипович, сам являясь прекрасным художником-живописцем, мог рассказать Андрею Соколову не только о технических, но и о цветовых нюансах изображения космоса. Понимая, как один цвет может иметь множество оттенков, он мог подсказать А.К. Соколову какой из того множества оттенков наиболее точен для передачи на полотне. Ведь главной задачей, которой следовали художники – изобразить космос таким, каким он предстает перед космонавтами. За весь период их творческого тандема они создали ряд живописных работ, в которых отражена вся летопись космонавтики - знаменательное событие запуска первого искусственного спутника Земли, легендарный полет в космос Юрия Гагарина на космическом корабле "Восток-1", первый выход человека в открытый космос, а также о многих других выдающихся достижениях космонавтики. Однако, это было не только повествование о доблестных и будничных днях настоящего, в их работах присутствует и завтрашний день - будущее в котором на околоземных орбитах будут работать самые разнообразные объекты: модульные орбитальные станции, навигационные спутники, солнечные электростанции, обсерватории и лаборатории и пр. Андрей Константинович Соколов рассказывал о создании картин на тему космического будущего: "У меня много картин посвящено иным планетам, мирам, созвездиям. В основе всех моих работ лежат какие-то знания, догадки, предположения. Но если, допустим, Луну, Марс, Венеру можно представить по фотографиям, сделанным автоматическими аппаратами, то, изображая иные галактики, приходится фантазировать, домысливать. Не уйти тут и от личных пристрастий, вкусов: можно представить какую-то планету в мрачных, бурых тонах (так оно, по утверждению ученых, скорее всего и есть на самом деле), но у меня на картинах преобладает золотистый, яркий цвет. Он мне милей, предпочтительнее" . В 1960-1980 годах были изданы альбомы с репродукциями научно-фантастической живописи художников: "Молодая гвардия" (альбом "Ждите нас, звезды!"1967, был выпущен к 10-летию запуска первого искусственного спутника Земли, "Звездные пути" 1971, "Жизни среди звезд" 1981); "Изобразительное искусство" ("Космические дали"1972,"Человек и вселенная" 1976,"Человек и вселенная" 1984). Массовыми тиражами издавались наборы открыток с репродукциями полотен А.К. Соколова и А.А. Леонова. Выходили в печать почтовые марки. В 1984 году состоялся их совместный передвижной выставочный проект "Космос на службе мира" организованный Союзом художников СССР и Федерацией Космонавтики СССР. Основная идея выставки – космос должен служить миру, быть ареной мирного сотрудничества. По праву можно сказать, что этой в этой идее заключена вся суть творчества художника. В 1990-х годах А.К. Соколов участвовал в совместной работе с одним из ведущих американских художников, работавшего в жанре космической живописи - Р. Макколлом, который в 1970-е года разрабатывал эмблемы, почтовые марки, конверты, значки с символикой экспериментальной программы "Союз-Аполлон". Их знакомство состоялось в конце 70-х годов, однако, приступить к сотрудничеству они смогли лишь спустя десятилетие . Творчество А.К. Соколова оказало влияние на работу многих деятелей куль-туры. Под влиянием его картины "Лифт в Космос" известный английский писатель-фантаст Артур Кларк написал книгу "Фонтаны рая" (впервые был издан на русском языке в журнале "Техника молодежи"), русский прозаик И.А. Ефремов посвятил А.К. Соколову рассказ "Пять картин". За свою жизнь Андрей Константинович создал сотни полотен, которые были по-казаны на выставках на родине и за рубежом.
Авторы
Составитель альбома - Н.Б. Родзевич, хранитель первой категории отдела фондов. Работа подготовлена совместно с Т.Э. Ивановой, заведующей отделом фондов ГБУК г. Москвы "Мемориальный музей космонавтики".
Дата публикации
"Королев С.П. Германия 1945-1946 гг." (фонд МДМК)